Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Пляски «а-ля рюс»

Фото: Елена Огнева / «Русская планета»
Представители симбирской артели рукопашного боя «Буза» — о традиционных народных песнях и танцах и умении отмечать праздники
Елена Огнева
11 декабря, 2015 17:36
10 мин
Праздники любят все, но умеем ли мы их отмечать? Наши предки отдыхать умели, делали это весело. Вот уже пять лет молодые люди из симбирской артели рукопашного боя «Буза» проводят вечерки — не только в память о традициях, а и развлечения для.
– Мне кажется, сегодня люди разучились веселиться. Если нет денег на дорогие клубы или элитные вечеринки, то считается, что пойти некуда. Люди не представляют досуг без алкоголя, — рассказывает председатель общественной организации «Симбирская губернская община» Владимир Басенков. — Мы хотим напомнить молодежи, как развлекались их сверстники лет 100 назад: пели частушки, водили хороводы, играли в жмурки и кошки-мышки, учили девушек плясать кадриль. И застолья устраивали — с чаем, сладостями, пирогами и задушевными разговорами. При этом мы не реконструкторы, мы не копируем древний быт в мельчайших деталях. Конечно, носим рубахи в народном стиле и плетеные пояса, но используем современную музыкальную аппаратуру, можем прийти в джинсах. Главное — внутреннее содержание.
Корреспондент РП побывала на одной из первых вечерок. Они проходили в старинном здании музея гимназии № 1. За тяжелой дверью — полутемная «шинельная» конца позапрошлого века, где гимназисты оставляли шинели и фуражки и расходились по классам постигать премудрости латыни, древнегреческого и других наук. В актовом зале на стене — огромный портрет императора Александра III. В зале кипит работа: молодые люди в русских народных костюмах ставят столы, подключают аппаратуру, расставляют стулья. Гармонист пробегает пальцами по клавишам. Бузники пускаются в боевой пляс. Это разминка. Слегка разогревшись, они приглашают всех собравшихся поиграть в «платочек». Одна из девушек пляшет внутри круга с платком, а парень пытается этим платочком завладеть. Девушки чувствуют себя в центре внимания: кавалеров больше, чем дам. Потом кошки-мышки, жмурки, хороводы и наконец — кадриль. После этого все, раскрасневшиеся и слегка запыхавшиеся, усаживаются за стол. На столе — квас, чай, пироги, пряники. Гости знакомятся, перекидываются шутками, все по-домашнему уютно, непринужденно.
Фото: Елена Огнева / «Русская планета»
Со временем вечерки перекочевали из гимназии в ДК «Губернаторский». Гостей стало больше, забав тоже прибавилось. Теперь участники не только пляшут и играют, но и учатся плести пояса, осваивают музыкальные инструменты. Дети тоже при деле: девочки изготавливают народных кукол, мальчики обучаются боевому плясу.
– Пять лет назад мы знали о русской традиции намного меньше, но были влюблены в нее и верили, что все получится, — улыбается член симбирской артели рукопашного боя «Буза» Илья Шагунов. — Нам хотелось создать площадку для общения, чтобы люди могли лично участвовать в традиционном досуге. Сегодня цель достигнута: сформировался целый коллектив по изучению русской народной культуры, люди заинтересовались плясовой, песенной, инструментальной традицией своего края, стали посещать занятия в вокальной студии, кто-то увлекся игрой на гармони, кто-то — на балалайке.
– Когда я познакомился с ребятами из симбирской «Бузы», в артели не было гармониста, — продолжает другой бузник, Кирилл Кологреев. — Пришлось мне это дело начать. Мы участвовали в съездах бузников — гуляях. На одном гуляе гармошку посмотрел, на другом с гуслями познакомился, на третьем — с балалайкой, так и пошло. Сначала я увлекся игрой на гармошке, самостоятельно освоил гусли, балалайку, мандолину. У гармони русского строя разный звук при смене меха. Во время игры будто головоломку разгадываешь: нужно и кнопочку нажать, и успеть сообразить, в какую сторону сдвинуть гармонь. Есть единая структура композиции, но в то же время вариативность происходит непрерывно. Вроде бы одно и то же играешь 15 минут, но каждый новый круг в наигрыш что-то новое добавляешь.
– Я вообще интересуюсь русской историей и культурой, общаюсь с теми, кто называет себя русскими патриотами, националистами, — говорит Кирилл. — Многие твердят: «Мы русские, мы — за русский народ». А что в них русского? Разве что майка с надписью: «Я — русский». Большинство не знает ни народных песен, ни традиций. Я даже не уверен, знают ли они свою родословную. Они напоминают мне интеллигенцию конца XIX века — типа «для народа, но без народа».
Выпускник Саратовской консерватории имени Собинова Александр Михайлов про вечерки узнал в интернете и пришел посмотреть, что да как.
– В консерватории я изучал и классическую музыку, и оперную, но та музыка меня «не цепляет», — делится музыкант. — Мне нравится народная песня, я основал в Ульяновске фольклорный ансамбль «Отрада», сам пою и ребят учу. Хотя вечерки — немножко не мой формат, это больше для холостых. Но я попробовал с бузниками петь народные песни, им понравилось, некоторые пришли ко мне в ансамбль, до сих пор поют.
Ребята ездят в этнографические экспедиции, участвуют в концертах и фестивалях, с которых привозят дипломы и грамоты. В прошлом году выступили на фестивале «Поющий Симбирск». В этом году съездили в Москву на «Перепляс», финал которого проходил в театре  Надежды Бабкиной «Русская песня». В марте нынешнего года коллектив защитил звание народного, исполнив 18 песенных и танцевальных номеров.
– Александр, говорят, что русскую песню невозможно записать нотами. Это правда?
– Ну что вы! — смеется Александр. — Ноты — универсальный язык, с их помощью любую музыку можно записать. Хотя для меня лично нотный сборник без аудиоприложения имеет минимальную ценность. Когда не слышишь записи, можно по-разному песню сделать. Вообще большинство фольклорных коллективов учат песню не по нотам и не с голоса, а с записи. Один свой голос услышал, другой — свой. Потом это вместе соединяют. Русская песня многоголосна. В народе песни передавались из уст в уста. Люди слушали их и запоминали. Песня, пляска — часть их жизни. Вот, например, в послевоенные годы мужиков меньше стало. Женщины научились плясать как мужики — подпляску с дробью. Раньше в танце женщины только ходили, как павушки-лебедушки. И в работе так же. Меньше мужчин — тяжелее работают женщины.
– Значит, в городах могут петь, а могут не петь, а в деревне не могут не петь?
– Скажем так: все знают эти песни, могут подпеть. Народные — не значит одинаковые. В этой местности так, в другой — по-другому. И жанры разные. Одни рассчитаны на зрителя — былина, например, или колыбельная. Предполагается, что ты не сам для себя поешь, а для кого-то. А все остальное практически — больше ради себя, ради удовольствия петь. Бывает, приезжаешь в село, люди рассказывают про обычаи, обряды, свадьбы, как гуляли, какие песни пели. А их дети уже этого не знают. И песни забываются.
– Мне кажется, в отношении традиционной народной культуры в стране существует «заговор молчания»: о ней не показывают фильмов, не делают репортажей, не упоминают в новостях, — вступает в разговор Илья Шагунов. — Иногда на экранах мелькают эстрадные коллективы в костюмах а-ля рюс, но о настоящей песенной, инструментальной или плясовой традиции подавляющее большинство не имеет ни малейшего понятия. У каждого народа складывается свое представление о человеке и его месте в окружающем мире, об отношениях между людьми. В песнях передается концентрированный чувственный опыт: любовь, счастье, радость, грусть, боль, ощущение связи с прошлыми поколениями. Когда человек поет народную песню, он неосознанно этот опыт перенимает.
Фото: Елена Огнева / «Русская планета»
– Почему вы говорите, что у нас нет традиционной культуры? Мы же видим на эстраде народные песни и танцы.
– История так называемых народных коллективов связана с появлением культпросветучилищ. В начале ХХ века люди переселялись в города, народные традиции уходили. Какие-то элементы традиционной культуры (песню, пляску) вынесли на сцену. С одной стороны, отдельные плясовые движения и песенные тексты таким образом удалось сохранить. С другой стороны, для сцены их пришлось основательно видоизменить. Большинство форм традиционной культуры созданы так, чтобы человек в них участвовал, а на концерте зритель пассивен: посидел в кресле, послушал, ушел. Вот, например, мы на занятии в вокальной студии смотрим друг другу в глаза и поем. Происходит общение — голосом, глазами, через созвучие. Пляски — это общение через контакт либо через частушки, взгляды, через подшучивание друг над другом.
– Получается, это псевдонародные коллективы?
– Нет. Просто это — совершенно другой жанр. Можно назвать его фольклорно-сценическим. Это видоизмененная народная культура, причем измененная с определенной целью — развлечь зрителя. Молодежь остро чувствует подмену. В результате у большинства ко всему, что связано с народной культурой, отношение как минимум безразличное, а чаще отрицательное. Когда на сцену выходит мужчина в рубахе, расшитой несуразными цветочками, и тянет носочек, это действительно вызывает недоумение. Я тоже раньше народную культуру представлял себе как нечто лубочное, не относящееся к реальной жизни. Сегодня практически во всех крупных городах существуют коллективы, которые достаточно серьезно изучают народную культуру и показывают ее такой, какова она есть. На телевидении такого не увидишь.
– Мы с бузниками побывали в этнографических экспедициях в Теньковке, Урене, Белозерье, Старой Майне, Больших Ключищах, — заключает Илья. — Потом сравнивали свои результаты с материалами экспедиций из других регионов России и поражались сходству в пляске, кулачном бое и многих других направлениях. Но самое главное — появился искренний интерес и уважение к родной культуре, ощущение гордости за русский народ. Чем больше я погружаюсь в наши традиции, тем больше понимаю, насколько мы богаты.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ