Демократическая республика Аванта
Фото: Елена Сорокина

Фото: Елена Сорокина

Зачем ульяновским школьникам президенты и мэры классов-«городов»

Небольшое государство Аванта насчитывает около 500 граждан, живущих в небольших городах. Руководит страной президент и его советники, которых переизбирают в среднем каждые три года. Население Аванты молодое — всем гражданам страны от 10 до 17 лет. И учатся они в ульяновской школе № 76. Эта крошечная страна — часть системы ученического самоуправления: небольшие школьные государства со своими президентами и правительствами есть практически по всем образовательным учреждениям города.

«Мы сами можем повысить уровень школы!»

8 октября в школе № 76 — выборы. В актовом зале установлены кабинки для голосования, урна, стол со списками избирателей и бюллетенями. В каждом — 5 имен: это кандидаты в президенты школьного государства Аванта. Среди них — ни одного юноши, за руководящее место борются исключительно девушки.

– Мальчики все в основном в спорте: когда нужно выполнить какое-то дело, их не отыщешь. Поэтому в этом году мы решили сделать акцент на девочках, — рассказывает «Русской планете» заместитель директора школы по воспитательной работе Татьяна Фролова. — Кандидатов, кстати, выдвигает не администрация школы, а классы: ребята сами решают, кто достоин стать президентом. А это всегда активные подростки, чаще всего — отличники учебы, победители и призеры различных соревнований и конкурсов, те, на кого можно равняться.

Схема устройства школьного государства не проще, чем у самого настоящего. Во главе стоит президент, которого, к примеру, в той же «Аванте» выбирают в среднем раз в три года. Это обусловлено тем, что ребята выпускаются и поступают в вузы. Помогают президенту советы: по печати, культуре, образованию, труду, спорту, социальной работе и так далее. Все классы в средней и старшей школе называются городами, а управляют ими мэры, выбранные из числа самих учеников. В обязанности мэров входит, в частности, распределение обязанностей между одноклассниками, контроль за выполнением заданий, поступающих на еженедельных собраниях, а также налаживание взаимодействия с советами президента и администрацией школы.

– Ребята не только участвуют в различных мероприятиях, но и реализуют собственные социальные проекты, а также поднимают различные бытовые и организационные вопросы. Например, если не хватает времени на обед в перемену, они заявляют о необходимости увеличения перерыва, и мы к ним обязательно прислушиваемся, — рассказывает Татьяна Фролова.

По словам президента ульяновской молодежной общественной организации «Новая цивилизация» Алины Кравец, сегодня практически все школы имеют собственные органы самоуправления: где-то организованы только советы старшеклассников, в других учреждениях созданы целые государства с парламентами, президентами, министрами и даже собственной Конституцией.

– В свое время мы дали старт проекту «Школьная демократичная республика», в котором участвовали все школы Ульяновска. За ними были закреплены кураторы, они приходили в школы, помогали создавать или развивать государства. Как показала практика, в большинстве случаев органы ученического самоуправления становятся активом и занимаются исключительно организацией мероприятий в школе. Но с этой задачей они справляются на «отлично». Есть и другие примеры, я сама училась в такой школе: создается, к примеру, федеративная республика, есть президент, школьная дума, правительство. Причем дума действительно занимается написаем законов, внесением правок, а правительство решает текущие вопросы школы, — рассказала «Русской планете» Алина Кравец.

Девятиклассница Лилит Мартиросян из 76-й школы и кандидат в ее президенты считает, что задача ученического самоуправления не в том, чтобы проводить мероприятия, а в том, чтобы способствовать повышению уровня школы. Отличница и активистка сама захотела участвовать в выборах, но и получила поддержку всего класса. Ее имя — первое в бюллетене.

– У меня есть идеи, как улучшить жизнь школы, и я хочу их высказать, реализовать с помощью других ребят. Мне кажется, мы сами можем повысить престиж школы на общегородском уровне, — рассказывает Лилит Мартиросян.

Перед голосованием она заметно волнуется. И не удивительно: в выборах участвуют не все учащиеся, а по пять представителей от 5-11 классов. Это самые активные ребята, одобренные их одноклассниками. Они заходят в специальные кабинки, ставят галочки в бюллетенях и опускают их в урну. Затем, как и на взрослых выборах, ведется подсчет голосов. Имя президента школьного государства Аванта известно уже на следующий день: Лилит Мартиросян победила.

«Наша задача — воспитать смену: тех, кто будет организовывать выборы, и тех, кто на них осознанно будет ходить»

Школьные выборы по традиции проходят в начале учебного года, сообщила «Русской планете» начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования городского управления образования Татьяна Чернова. Развито ученическое самоуправление во всех учреждениях по-разному: например, в школах  № 44, № 65, № 20 этим занимаются уже больше 10-15 лет.

– К организации выборов мы привлекаем настоящие избирательные комиссии — города и области. А дальше все по-взрослому: предвыборная кампания, защита программ кандидатами, голосование, — рассказывает собеседница «Русской планеты».

Избирательные комиссии оказывают в основном методическую и консультационную помощь: приходят в школы, общаются с ребятами, проводят для них лекции, где рассказывают об основах выборного процесса.

– Детям это нужно, чтобы проявить себя, самореализоваться. Администрации школы — для организации занятости учащихся. А мы воспитываем смену: тех, кто будет организовывать в будущем выборы, и тех, кто будет сознательно на них приходить голосовать, — рассказывает представитель городского избиркома Павел Травкин.

По мнению Алины Кравец, сейчас школы слишком увлечены подготовкой учащихся к ГИА и ЕГЭ, а «игры» в школьное самоуправление, увы, ушли на задний план.

– По факту взрослые в школе не готовы отдавать даже часть своих полномочий детям. Изменилось и отношение самих ребят. Мне кажется, раньше было больше тех, кто сам ставил перед собой задачи и искал пути решения. А сейчас преобладает такая позиция: «Скажите мне, что сделать, я сделаю, если захочу или очень надо». Хотя, конечно, есть и такие школы, где учащиеся действительно могут реально повлиять на процессы более широкого спектра, нежели культурно-досуговая жизнь, — рассказывает Алина.

– Самая главная наша цель — сделать ребят развитыми, самостоятельными личностями, — подчеркивает заместитель директора школы № 76 по воспитательной работе Татьяна Фролова. — Те ребята, которым хватает времени и на учебу, и на кружки, и на школьное самоуправление, успевают все. И когда они выпускаются из школы, несут свою активность дальше по жизни.

«Пустыми койки никогда не бывают» Далее в рубрике «Пустыми койки никогда не бывают»Корреспондент «Русской планеты» узнала, какие психические заболевания распространены среди ульяновцев Читайте в рубрике «Титульная страница» Двойной удар по ЕГЭПочему готовиться к экзаменам стало проще? Отвечают создатели успешного российского стартапа TwoStu Двойной удар по ЕГЭ

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»