«В теле большого человека живет маленький ребенок»
Фото: Елена Сорокина / «Русская планета»

Фото: Елена Сорокина / «Русская планета»

В ульяновском Детском музейном центре взрослых с неврологическими заболеваниями учат лепить из глины и конструировать из бумаги

Воспитанники реабилитационного центра «Подсолнух» в Ульяновске проходят социализацию через творчество. Специальный проект позволяет молодым людям с неврологическими заболеваниями адаптироваться и развиваться. Как утверждают педагоги, частые занятия помогают всем желающим реализовать себя с творческой стороны.

Детский музейный центр ульяновского заповедника «Родина В.И. Ленина». С виду — самое обычное творческое занятие: в небольшом уютном классе за столом сидят трое, каждый создает с помощью полимерной глины новогоднюю елочку, сотрудники центра помогают.

– Ребята, прижимайте плотнее шарики и гирлянды к елочке, чтобы после запекания детали не отвалились. Вова, тебе помочь сделать звезду на макушку? — участливо интересуется старший научный сотрудник центра Александра Горбунова. И тут же берется помогать одному из учеников.

Нюанс один: все ученики — уже давно не дети. Например, Вове — 26. У него синдром Дауна. У остальных ребят также неврологические заболевания. И все они частые гости Детского музейного центра, где вот уже три года проходят творческие мастер-классы для особенных людей. Как рассказывает организатор этих занятий Гульнара Салахова, каждый урок длится не более 20-40 минут — больше ребятам сложно выдержать, периодичность — раз в неделю. За один урок каждый ученик успевает создать свою собственную поделку, которую потом может забрать домой. Педагоги стараются продемонстрировать разные техники, например, квиллинг — искусство создания аппликаций из скрученных в спиральки полосок бумаги, или лепку из полимерной глины. По словам педагогов, такие занятия способствуют формированию эстетического вкуса, развитию памяти, логического и творческого мышления, пространственного воображения, мелкой моторики, а также социальной адаптации. Всего этого помогает достичь работа с разными материалами — бумагой, полимерной глиной, пластилином, клеем, гофрированным картоном.

– Я — строгий учитель, — делится Гульнара Салахова. — Потому что я знаю их возможности — они могут сделать больше! Всегда стараюсь выжимать из них максимум на занятии. Конечно, конкретного лечебного воздействия наши мастер-классы не оказывают, но мы стараемся развивать мелкую моторику, воображение, видим, что, например, стали лучше работать кончики пальцев. Плюс общение. Иногда вот видишь, что ребята пришли в плохом настроении — стараешься создать особую атмосферу, чтобы ушли от нас с хорошими эмоциями.

Вместе с сотрудником Детского музейного центра ребята лепят новогодние елочки. Не без помощи выбирают цвета для глиняных шариков, раскатывают гирлянды, мастерят звезды на макушки. А в это время в коридоре их ждет одна из родительниц. Мама Владимира Ирина Кабанова сопровождает группу на все занятия: с утра — на танцы, затем — в гончарную мастерскую, и уже после нее — в Детский музейный центр.

– Все наши детки — подопечные реабилитационного центра «Подсолнух». Он ограничен по возрасту, хотя нас пока принимают, например, мы посещаем театральную студию. Но мы прекрасно понимаем, что наступит тот момент, когда нам скажут, что у них много детей, а наши уже взрослые. Поэтому мы ищем новые точки, новые острова, где можно встречаться и развивать своих детей, — рассказывает собеседница. — Здесь ребятам очень нравится. И мы видим результат: кто не умел резать ножницами, — научились, кто не умел лепить, — научились. Те картинки, что они создают, хоть и маленькие, но если сложить их в одну большую картину, то можно проследить развитие и увидеть прогресс.

По ее словам, идея организовать подобные занятия на базе Детского музейного центра пришла именно им — родителям. Музейные сотрудники с радостью согласились помочь. Начинали с группы в десять человек, но сейчас ходят всего трое: у одних — семейные обстоятельства, у других — проблемы с транспортировкой. Как отмечает сама Ирина Ивановна, в случае с такими детьми, как у нее, многое зависит от самих родителей.

– Деткам, у которых нет проблем с умственным развитием, немного проще: они сами знают, что им интересно и чего они хотят. В нашем же случае многое зависит от возможностей и желания родителей: куда мы их поведем, туда они и пойдут. Когда мы только узнали о диагнозе сына, это был 91-й год, мы жили в Новосибирске и думали, что уж в таком большом городе найдем, куда пойти с ребенком. Но ничего не нашли. Наш первый такой серьезный выход был уже здесь, в Ульяновске, в центр «Подсолнух». Мы очень благодарны этому учреждению за его работу и рады, что сегодня появляются такие места, где наши дети могут получить знания и навыки для своего будущего.

По словам педагога Детского музейного центра Гульнары Салаховой, ребята, приходящие на такие занятия, добрые и отзывчивые.

– В теле большого человека находится маленький ребенок. И многое зависит от того отношения, с которым ты к ним обратишься, — подчеркивает Гульнара.

Она отмечает, что сложности были только поначалу: был и страх перед первой встречей, и невозможность уделить каждому столько внимания, сколько требовалось бы, из-за большого количества людей. Сейчас, когда группа стала меньше, проблем нет ни в общении, ни в достижении поставленных перед уроком целей. Тем более, что все ученики благодаря посещению реабилитационного центра «Подсолнух» легко обучаемы и подготовлены.

– Мне самой 26, — говорит Гульнара Салахова. — Хоть мы и общаемся на равных, зовем друг друга по имени, заниматься с ними нужно, как с детьми.

Фото: Елена Сорокина / «Русская планета»

Проходят в Детском музейном центре и индивидуальные занятия. На них приводят уже действительно детей от 3-4 лет. В основном это малыши с недоразвитой речью, задержкой психического развития, психокоррекционными нарушениями, например, боязнью коллектива. Таких ребят не отведешь в детский сад или школу раннего развития, рассказывает старший научный сотрудник центра Александра Горбунова.

– У нас они сидят на занятии с мамой, под ее присмотром. Им не нужно с ней расставаться. К сожалению, в отличие от взрослой группы, которая посещает нас еженедельно, с малышами очень трудно оценить результат, поскольку они приходят не так регулярно. Это связано в первую очередь с их индивидуальными особенностями, в частности, неусидчивостью, плохой концентрацией.

Самое сложное в работе с такими посетителями, отмечает Александра Горбунова, — поиск методических приемов, которые смогут завлечь малыша и дать наибольший эффект. Но в этом и есть суть работы, подчеркивает собеседница, — найти ключ к каждому ребенку, тот самый особый подход.

Как утверждает директор ульяновского реабилитационного центра «Подсолнух» Татьяна Лучникова, подобные занятия позволяют людям с ограниченными возможностями здоровья в первую очередь реализовать себя с творческой стороны. Она отмечает, поделки таких ребят не бывают примитивными, на них обязательно хочется остановить взгляд и понять, что хотел донести автор. А для них самих это возможность вести диалог с обществом.

– К этому возрасту (мы говорим о старшей группе занимающихся в творческих студиях) навыки моторики уже сформированы, и ребята могут, например, вырезать или слепить симметричные предметы. Поэтому нужно понимать, что, если такой ученик слепил елку, которая склонена на бок, это не просто так получилось, у этого есть свой смысл. Когда их спрашиваешь: «Почему так?», они могут выдать самые непредсказуемые ответы, например, что елка скучает зимой и наклонилась поближе к людям.

По ее словам, создание таких студий полезно как для самих инвалидов — таким образом они раскрывают и поддерживают свой творческий ресурс, так и для общества, которое не только последовательно в своих действиях в отношении социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, но и открывает для себя новый взгляд на мир.

«Не стали спрашивать — сами бы не сказали» Далее в рубрике «Не стали спрашивать — сами бы не сказали»Как ученики сосновской школы Теренгульского района спасли односельчанина Читайте в рубрике «Титульная страница» Назван лучший российский фильмШедевры Никиты Михалкова, Федора Бондарчука и Андрея Звягинцева в список не попали Назван лучший российский фильм

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»