«Теоретически детям это непонятно, но в нынешних условиях, на фоне санкций, инфляция проявляется»
Фото: ruka-pomoshi73.ru

Фото: ruka-pomoshi73.ru

«Русская планета» побеседовала с автором учебного пособия по новейшей истории Ульяновской области

Пособие «Ульяновская область в XXI веке» издадут в январе 2015 года. Планируется, что она войдет в учебный план ульяновских школ. Ее автор — заведующая отделом современных проблем НИИ истории и культуры Ульяновской области, доцент, кандидат исторических наук Татьяна Качкина. Она рассказала «Русской планете», о чем пособие и для чего оно создавалось.

– Главная цель пособия — сформировать региональную идентичность у подрастающего поколения, обращаясь к достижениям и проблемам Ульяновской области на современном этапе. В Российской Федерации сейчас 85 субъектов, и для того, чтобы понять, кто ты есть, нужно посмотреть на себя: с одной стороны — снаружи, с другой — изнутри. Кто мы — ульяновцы, и чем отличаемся от других? Кто я: русский, татарин, чуваш? Я мусульманин, православный или неверующий? Я житель Новоспасского района, Ульяновской области или человек мира?

– В рамках какой дисциплины планируется использовать пособие «Ульяновская область в XXI веке»?

– Это пособие для факультатива или элективного курса по краеведению. Сейчас историю области в школах изучают по 2000 год. С тех пор прошло уже 14 лет. Очевидно, что современную историю также следует преподавать, но перерабатывать существующий учебник полностью показалось неразумным. Поэтому было решено написать пособие, в котором бы освещалось современное развитие нашего региона, и каждые пять лет  переиздавать его с дополнениями и изменениями. Что такое Ульяновская область, сейчас представления ни у учеников, ни у учителей, ни у многих взрослых, специально не изучающих положение в регионе — нет. Я сама для себя очень многое открыла.

– Что именно?

– В частности, например, особенности инвестиционной политики областного руководства. В Ульяновской области много инвесторов, в том числе — иностранных. Многие фирмы сюда приходят и находят выгодные условия для сотрудничества. Благодаря этому область получает новые высокоэффективные рабочие места. Рассказать школьникам о том, что в Ульяновской области много возможностей для трудоустройства, тоже было одной из задач учебника. Сейчас подавляющее большинство молодых людей по окончании школы видит для себя только один путь — ВУЗ. А затем огромное количество выпускников высших учебных заведений не находит себе применения. А у нас в то же время не хватает рабочих на весьма достойных специальностях, где можно приложить и руки, и мозги и получать хорошую зарплату.

– В задачи учебника входит научить детей рассматривать проблемы. Какие?

– Например, что такое бюджет. Есть ли у нас в области дефицит госбюджета? Что такое государственный долг, и есть ли он в регионе? А он есть, более 18 миллиардов — и это серьезная наша проблема. Сумма эта не критическая, она не делает область банкротом, но составляет около 63% от доходной части ее бюджета, поэтому необходимо сокращать размеры дефицита. А может ли государственный долг стать инструментом развития? Со школьниками мы говорим о том, что нужно учиться вкладывать деньги только в самые перспективные направления.                                                               

– Проблемы существуют только в сфере экономики?

– Они существуют и в сфере развития человеческого капитала. В нашем регионе низкие зарплаты, невысокий уровень жизни. Это проблема. Ее решают, в том числе, с помощью множества программ социальной защиты — «Забота», помощь молодой семье. Это все надо делать. Но тогда вырисовывается другая проблема: доля социальных расходов в валовом внутреннем продукте слишком большая. Это ложится грузом на бюджет и порождает у части населения чувство социального иждивенчества. Некоторые даже материнским капиталом умудряются пользоваться — тратя деньги и лишаясь после этого родительских прав. И это тоже проблема, которую предлагается обдумать на уроке: хорошо ли всем льготникам получать пособие в одинаковом размере? Может быть, пособие следует сделать адресным? Это больной вопрос, и собственную позицию на его счет составить непросто, но нужно, в том числе школьнику как будущему работнику.

– Какие еще проблемы вы считаете нужным обсуждать со школьниками?

– Объясняем, что такое инфляция. Это серьезная проблема для региона. В 2014 году у нас из бюджета около 700 миллионов из-за нее просто исчезло. Эти деньги у Ульяновской области вроде бы есть, но приобрести на них ничего не возможно, так как покупательная способность рубля упала. Теоретически детям это непонятно, но в нынешних условиях, на фоне санкций, инфляция проявляется, в том числе в росте цен — и механизмы ее возникновения и действия становятся понятными.

– Какие социальные проблемы вы считаете достойными рассмотрения в школе?

– Проблемой остается бедность, хотя сейчас мы близки к общероссийскому уровню по этому показателю. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снижается — сейчас она около 13%. В 2005 году этот показатель был равен 30%. Проблемой по-прежнему является отрицательный демографический баланс. Но ситуация улучшается, и сейчас мы практически готовы выйти на «нулевой» показатель. Сегодня причины отрицательного демографического баланса не в том, что рождается мало детей (рождаемость в Ульяновской области растет), сколько в том, что из Ульяновской области уезжают. Это проблема миграции, главным образом трудовой. Дети на вопрос о ее решении отвечают, что людям нужна хорошая и высокооплачиваемая работа.

Есть в Ульяновской области проблемы взаимоотношений между представителями разных национальностей и религий. Но здесь они не стоят такт остро, как в некоторых других регионах, благодаря совместным усилиям национальных культурных автономий, религиозных конфессий и областного руководства. Есть факты религиозной нетерпимости или бытового национализма, когда, например, прилюдно и вслух оскорбляют мигрантов–иностранцев. Конфессиональные проблемы, в основном, остается внутренними проблемами конфессий, хотя есть случаи действия религиозных сект. И ученики должны быть готовы столкнуться и с тем, и с другим, и знать, что за национализм, например, есть уголовное наказание, а секта — не миф и не забава.

– Думаю, что созданное нами пособие достаточно актуально, оно привлечет интерес, и по нему будут работать со следующего учебного года, — считает Качкина. — Следующее новое учебное пособие по историческому краеведению Ульяновской области мы планируем создать в 2015–2016 годах.

Достойная или доступная Далее в рубрике Достойная или доступнаяВ Ульяновске пройдут две «медицинские» акции: одна под эгидой Минздрава, другая — оппозиционная Читайте в рубрике «Титульная страница» Назван лучший российский фильмШедевры Никиты Михалкова, Федора Бондарчука и Андрея Звягинцева в список не попали Назван лучший российский фильм

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»