«Плачут, что у нас нет хорошего кино. А я говорю: есть»
Борис Куломзин выступает перед учениками. Фото: Елена Тарубарова / «Русская планета»

Борис Куломзин выступает перед учениками. Фото: Елена Тарубарова / «Русская планета»

Ульяновский режиссер Борис Куломзин — о том, как вырастить кинематографическую замену

C 28 июля по 7 августа в Старомайнском районе Ульяновской области проходит IV сессия летней молодежной «Киношколы». Обучение проводится в формате лагеря, набирают подростков 10-15 лет. В обучение входят кинообразовательные программы, кинопросмотры и съемки своих фильмов под руководством наставников. Результат — создание нескольких короткометражек. Руководитель лагеря — Борис Куломзин, режиссер, создатель первого полнометражного фильма, снятого в Ульяновске, «901 километр». По словам Бориса Куломзина, на организацию киношколы его вдохновил опыт коллег из Самарской области и Краснодарского края. Постоянных участников проекта среди почти 30 учеников нынешней сессии — около трети.

«Давай представим, что я — ребенок. Заставь меня остаться»

Утро в летней киношколе начинается, как в обыкновенном лагере — с завтрака и посещения врача. Пока ребята ожидают своей очереди в медпункт, расспрашиваю их. Накануне здесь прошел питчинг — отбор сценарных идей для будущих кинофильмов. «Старожил» «Киношколы», старшеклассник Иван предложил проект фильма «Учителя и ученики». «В этой истории три основных персонажа, которые одну и ту же ситуацию оценивают по-своему, и не хотят друг-другу уступать. Фильм, рассказывает о человеческой нетерпимости», — говорит Иван. Историю на этот раз экранизировать не будут, почему — неизвестно, сообщает понурым голосом Ваня. Его товарищ Никита, приехавший в лагерь в первый раз по совету друга, напротив, бодр и весел, он в конкурсе сценариев не участвовал. «Честно говоря, мне абсолютно все равно, в каком фильме сниматься, и какую роль играть, мне это просто очень интересно и весело», — признается Никита.

Маша входит в образ. Фото: Елена Тарубарова / «Русская планета»

Иван и Никита уже самостоятельно сняли четыре короткометражки. Ролики выложили на видеохостинге, но показывают только некоторым знакомым. Стесняются. «Мне из этих фильмов только один нравится», — признается Никита. По словам молодых людей, ролики они снимают для собственного опыта, чтобы практиковаться в актерской игре и написании сценариев. Оба подростка в течение учебного года занимаются в театральной студии «Лукоморье», Иван даже мечтает о карьере театрального режиссера. Никита играет «на всем, кроме баяна». Кроме того, оба молодых человека занимаются спортом.

Основное и главное занятие киношколы в день моего посещения — это кастинг. Рассказывая о нем, Борис описывает мероприятие как психологический тренинг. Я наблюдаю приготовления: к деревянным перилам веранды крепят зеленый матерчатый круг, устанавливают прожектор и камеру.

Перед началом кастинга слово берет режиссер.

– Попрошу отнестись к кастингу как можно более ответственно, потому что этот опыт в любом случае пригодится вам в жизни. Вы будете защищать массу своих проектов, сдавать экзамены, устраиваться на работу — а это все не что иное как кастинг. Сегодняшний опыт пойдет вам в копилку, он даст раскрепощение и уверенность в себе.

Первой, чтобы показать пример, к камере приглашается одна из «старичков».

– Маш, что тебе в жизни больше всего нравится? — спрашивает Борис.

– Театр, — улыбаясь во весь рот, сообщает Маша (она «коллега» Ивана и Никиты по «Лукоморью»).

– Какого персонажа, положительного или отрицательного, антагониста или протагониста ты хотела бы сыграть? Что тебе ближе?

Маша вспоминает, что ей уже приходилось играть Кикимору, но сходу «войти в роль» ей не удается. Куломзин берется ей помочь.

– Давай представим, что я — ребенок, которого тебе приходится обмануть и не отпустить домой к маме. Заставь меня остаться, — просит педагог.

– Зачем тебе домой, Борис! — с восторгом произносит Маша. — Я тебе такое место покажу: там Кощеево царство!

Режиссер остается недоволен: очень уж симпатичная Кикимора получается. Кастинг длится долго — практически никто не укладывается в положенные три минуты, дети танцуют, поют и читают стихи. Труднее всего участникам дается задание вжиться в отрицательную или агрессивную роль. Для этого ведущие кастинга провоцируют актеров, стараются вызвать у них как можно больше эмоций.

«Мы снимаем фильмы по идеям детей»

По окончании мероприятия, Борис, сияя глазами, гордо спрашивает у меня: «Ну как?» Не дожидаясь ответа, поясняет.

– У нас дети получают уникальное образование: проходят испытания, приобретают знания по кинодраматургии, учатся писать диалоги, мизансцены. Я подчеркиваю — наш лагерь не анимационный, дети учатся. Происходит реальный творческий процесс, мы снимаем фильмы по идеям детей. Сейчас дети делают синопсисы. Дальше пойдет написание сценария и съемки.

Российское кино сейчас переживает нелегкие времена. И это даже не сегодняшний прокат, это отсутствие преемственности. Задача киношколы — «заразить» этих детей кино, чтобы они оказались способны составить кинематографическую замену.

– Какие идеи вы приняли в работу на этой сессии?

– Мы исходили из задачи, чтобы все дети были максимально вовлечены, и чтобы идея несла в себе положительный посыл. Первый фильм — «Видение» — это детектив, главная героиня которого, обретя паранормальные способности, находит человека, причинившего ей вред, и прощает его. То есть фильм, по большому счету, о прощении. Мистики и социальных драм мы много сняли и в прошлом году. В этом году решили снять две комедии. Одна из них — «Свинская история» о плохом мальчике, который из-за своих поступков превращается в свинью. Теперь ему необходимо, пусть и будучи свиньей, совершить добро, чтобы вернуть себе прежний облик. Вторая комедия носит рабочее название «Наоборот», конфликт в ней завязан на ситуации, когда девочки становятся мальчиками, а мальчики — девочками. Кроме того, на этой сессии мы планируем снять и еще один фильм, с более серьезным содержанием под названием «Верю я», о том, как через испытания человек приходит к вере — в себя и высшие силы.

Кастинг «Киношколы73». Фото: Елена Тарубарова / «Русская планета»

– Кроме актерской, дети будут выполнять какую-то работу — режиссеров, операторов?

–- Режиссерами дети быть пока не могут. Они выполняют работу генераторов идей, с нашей помощью, но все равно самостоятельно — работу сценаристов, прописывая сюжетные линии и диалоги. Мне очень нравится, как думают сегодняшние дети, я не пытаюсь диктовать им, как нужно развивать сюжет. Они сами должны ориентироваться в своем сегодняшнем мире и переносить его в кино. Я до сих пор нахожусь под впечатлением от фильма «Сон в 10 лет», который мы сняли в прошлом году. В нем мои ученики подняли огромный проблемный пласт: они сняли фильм о том, что подростковый возраст — это разрыв с родителями, пропасть, в которую по сюжету падает героиня — это как раз та «пропасть» в 10 лет, после которой люди опять возвращаются к родителям. И это придумали дети! Детей нужно просто внимательно слушать. Я вообще считаю, что они лучшие генераторы идей, работающие продуктивнее опытных сценаристов.

– Расскажите о молодежном центре кинематографии при Союзе Кинематографистов РФ, который планируется открыть в Ульяновске.

– Молодежный киноцентр, который мы хотим создать, третий в России. Такой работает, например, в Башкирии, в Уфе, на базе студии «КиноМаК». Весной во время кинофестиваля (VII Международный фестиваль кино- и телепрограмм для семейного просмотра имени Валентины Леонтьевой «От всей души» проходил в Ульяновской области в конце мая. — Примеч. авт.) мы — я, директор областного кинофонда Лидия Саурова и министр искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяна Ившина — встречались с первым секретарем Союза кинематографистов Российской Федерации Олегом Ивановым. Была предварительно достигнута договоренность о том, что мы начнем создавать центр уже в сентябре. Он будет включать и киношколу, где мы уже в новом статусе и на регулярной основе продолжим заниматься вот с этими ребятами, что сейчас в лагере.

– Для чего нужен этот центр?

– За пять-шесть лет центр сформирует кадровый резерв для нашей волжской киностудии — проекта «ВолгаКиноЛокейшен», который, я верю, будет реализован. Многие крутят у виска — о чем вы, какая киностудия! Кому тут нужно, кого они здесь будут снимать? Но люди, которые смотрят несколько дальше, понимают, что через несколько лет телевидения в его нынешнем виде не будет. Начнут развиваться интернет-каналы. Само разделение теле- и интернет-каналов через несколько лет сотрется. Вот для этих интернет-каналов региональные кинопроизводители и будут в основном создавать контент. Ульяновск уже третий год проводит форум «РегионКино» — на него приезжают и привозят свои работы люди из многих областей нашей страны, что дает нам возможность составить представление о кино, которое сейчас производят. Ситуация такова: есть глобальный российский кинопром, выпускающий несколько десятков фильмов в год, не считая сериалов. Это такая верхушка айсберга, фильмы, которые выходят в прокат, рекламу которых крутят на центральных каналах. А внутри этого кинопрома существует огромный пласт регионального кино, который сейчас растет семимильными шагами. Я утверждаю, что года через три-четыре региональный кинематограф сравняется по качеству фильмов с кинематографом центральным.

Лагерь «Русский берег». Фото: Елена Тарубарова / «Русская планета»

– За счет чего?

– Введение в съемочный процесс новых прогрессивных технологий, повышение доступности образования, которое сейчас возможно, в том числе, через интернет, использование компьютерной графики. Я слышу, как плачут о том, что у нас нет хорошего отечественного кино, сценаристов, режиссеров. А я говорю — есть. Да, сейчас их фильмы где-то на площадках интернета, их не так активно презентуют зрителю, они не идут в прокат, поэтому люди их не видят. Мы — инициативная группа из 12-ти регионов России — сейчас создаем Союз региональных кинопроизводителей. Это самостоятельная организация, отдельная от Союза кинематографистов России. Она и будет работать над исправлением ситуации.

– Сейчас вам как-то финансово помогают?

– В этом году в организации киношколы нам очень помог грант, полученный в рамках областного конкурса «Ульяновск — творческий регион», учрежденный фондом «Культурная Столица» и правительством Ульяновской области. А также постоянные наши партнеры Центр Народной Культуры и Управление культуры и организации досуга г. Ульяновска.

– Вы сами сейчас снимаете кино?

– Сейчас я заканчиваю съемки второй полнометражной картины — там заняты как раз те молодые люди, которые занимались у меня в киношколе. Я сам в него вложился и сейчас мне пока не хватает немножко денег для того, чтобы его закончить: там остался мастеринг и цветокоррекция.

– Картина «901 километр» была в прокате, взяла две фестивальные награды… Насколько вам кажется успешной судьба вашего первого фильма?

– Это был дебют. Как фильм, «901 километр» получился. Конечно, там много спорных моментов, кому-то он категорически не нравится, а кто-то его очень хорошо воспринимает. Как мне сказал режиссер Андрей Прошкин, с которым мы вместе были на фестивале «Окно в Европу» (он там презентовал «Орду», а я «901 километр»): «Тебе, парень, повезло, потому, что это очень редкая реакция, когда картина вызывает в разных людях совершенно разные эмоции. Если картина их вызывает, значит, фильм уже состоялся». Кинокритик Александр Шпагин похвалил фильм «901 километр» за простоту исполнения и сложность содержания. А я считаю, что «901 километр» вышел немножко раньше своего времени. Думаю, лет через пять про него еще вспомнят. В этой картине раскрывается суть нашего мироустройства: того, что мы являемся марионеткой в чьих-то больших и злобных руках...

– Идею нельзя назвать такой уж новой. Про это, к примеру, уже сняли «Матрицу».

– Не совсем. Мы хотели рассказать в фильме, что нашим сознанием управляют — через СМИ, через интернет, общий информационный поток. Мы хотели сказать, что этому нажиму стоит сопротивляться, сохранять свою собственную личность и образ мыслей, чтобы не превратиться в сотый раз в реинкарнированного робота, безликого и безучастного, не способного поменять ничего в своей собственной судьбе.

«Я не сторонник давать деньги тем, кто говорит “наверное”» Далее в рубрике «Я не сторонник давать деньги тем, кто говорит “наверное”»Директор первого российского НИИ проблем региональной экономики — о жизни после санкций, новых заводах и успешных ульяновских фермерах Читайте в рубрике «Титульная страница» Пенсионный дисбалансПочему в России решили повысить пенсионный возраст? Пенсионный дисбаланс

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»