Любовь и вагоны
Фото: Валентина Каманина

Фото: Валентина Каманина

Корреспондент «Русской планеты» — о том, как работает трамвайное депо в Ульяновске

К 25 января по главным улицам правобережья пустят разукрашенный к 60-летнему юбилею трамвай, а по Заволжью уже курсирует троллейбус с историческими фотографиями и крупной надписью «40 лет». Корреспондент «Русской планеты» побывала в трамвайном депо и посмотрела, как там проходят будни и как готовятся к празднику.

Как «лечат» трамваи

Работники цеха планового ремонта наносят последние штрихи в кабине водителя юбилейного трамвая. В салоне все уже готово к приему пассажиров: постелен новый линолеум, установлено светодиодное освещение, дополнительное отопление, телевизор, музыка, на потолке — развитие ульяновского трамвая в фотографиях. Во время поездок тут будут показывать слайды о городе и истории МУП «Ульяновскэлектротранс». Сегодня в состав предприятия входят три депо — два трамвайных и одно троллейбусное.

– Почему именно этот вагон выбрали для юбилейного? Сколько ему лет?

– Он встал на плановый ремонт, поэтому решили сделать его к юбилею, — поясняет корреспондету «Русской планеты» начальник Засвияжского трамвайного депо-2 Сергей Рычков. — Ему 23 года. Трамвай в таком исполнении уже третий. Первый готовили к 365-летию города, второй — экскурсионный, его может заказать любой житель города. Как-то молодой человек устроил в нем своей девушке романтический вечер. У них была годовщина знакомства на остановке «Автозаводская».

На соседней «больничной» яме в этом же цехе рядом с наряженным юбиляром делают плановую операцию другому трамваю. Его полностью разобрали и смыли остатки краски. Начальник депо говорит, что уже через неделю вагон будет в том виде, в котором должен эксплуатироваться на линии.

Вообще здесь каждый месяц ставят на колеса, как людей на ноги, в среднем по четыре таких «пациента». В цехе планового ремонта трудятся шесть человек, возвращая трамваям молодость. А в вагонном отделении все трамваи бывают в обязательном порядке каждый день. Тут идет работа днем и ночью. Транспорт готовят  к очередному выезду на линии. Круглые сутки вагоны осматривают слесари, ремонтируют их, а мойщицы наводят чистоту.

– У каждого вагона есть своего рода карточка больного, — рассказывает корреспондету «Русской планеты» ведущий специалист по связям с общественностью «Ульяновскэлектротранс» Иван Митченко. — Сюда водитель записывает замечания, неисправности, которые выявляет в ходе работы на линии. Когда трамвай заезжает с линии в депо, мастер вагонного отделения смотрит заявку и слесари-ремонтники исправляют их либо отправляют на более серьезный ремонт в цех внепланового ремонта. Если что-то не доделано, водитель не имеет права брать вагон.

Мойка в депо — как механическая, так и ручная. Первая напоминает обычные автомойки с механическими щетками, только в увеличенном размере. Зимой их обычно отключают, работают они при крайней необходимости — в случае перепадов температуры, когда вагоны снаружи становятся особенно грязными. Со вторым видом мойки все гораздо проще — ведро и тряпка. Полы и сиденья в салоне протирают каждый день, а раз в неделю — генеральная уборка, включая стекла, поручни и потолки.

Сидеть в пробке и смотреть на трамваи

Чистенькие вагончики каждое утро выходят из депо за приключениями. Дорога непредсказуема, и какой «билет» достанется водителю сегодня — неизвестно.

– Вы как-то мысленно настраиваетесь на поездку?

– Настрой один: идешь на работу — работай. И не важно, где твоя работа сегодня: в депо ли, на линии ли, — говорит водитель первого класса с четырнадцатилетним стажем Рустам. — Иначе не умею. Ты отвеваешь за то, что ты делаешь. Вчера вот на линии был случай: пожилой женщине стало плохо. Я тут же остановил трамвай, минут 20 стояли, ждали скорую. Все это время я поддерживал женщину на руках, чтобы ей хуже не стало. Случается всякое. Моя работа — это люди, не дрова же ты везешь.

– А если дебошир? Не платит за проезд?

– И что с ним, драться? Из-за одного человека 30 будут страдать? Это тоже не практично. Надо выходить корректно по мере возможности из плохих ситуаций. Да, были случаи: и стекла разбивали, из вагонов вываливались, когда дрались. Ну что же, бывает, это транспорт.

– С автохамами как отношения?

– Улыбнулся — и едешь дальше. Пропущу, пускай едет, куда хочет. Мы все живые и все ошибаемся.

У руководства предприятия на этот счет другое мнение. Особенно в зимнее время, когда дорога сужается, и машины нередко оставляют прямо на путях. Тогда приходится решать вопрос через ГИБДД.

– Дело в том, что 75 % рельсов — это обособленный трамвайный путь. Остальные линии — смежные с автодорогами, — объясняет директор «Ульяновскэлектротранс» Алимжан Абубекяров. — Самые проблемные улицы — Железной Дивизии, подъем на Инзенскую, Ленина, Минаева. Есть примеры успешного решения проблемы в других городах. В Перми трамвайный путь обособили от машин небольшим бордюром, считается как сплошная линия.

Не уважают трамваи и троллейбусы застройщики новых микрорайонов. В планах их возведения — ни слова об общественном транспорте, и это несмотря на то, что Ульяновск все больше утопает в автомобильных пробках.

– Мероприятия по расширению ряда улиц, например, Кирова, регулированию работы светофорных объектов позволили немного снизить напряженность, но количество автомобилей увеличивается в год не менее чем на 10 %, — объясняет директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Игорь Бычков. — И здесь у электротранпорта есть конкурентное преимущество. Те же улица Кирова и Локомотивная — на них выделенная трамвайная линия. Если пассажир будет сидеть в машине в пробке и смотреть на свободно передвигающиеся трамваи, он, конечно, пересядет в перспективе на них.

Вперед к скоростному движению

Однако будущее трамваев не кажется уж таким безолачным. Местному бюджету сложно тянуть городской электрический транспорт, поэтому вся надежда на продолжение федеральной программы по пассажирскому транспорту. В 2012-м по ней приобретено 15 трамвайных вагонов, 5 троллейбусов, в 2013 году еще 15 троллейбусов, в том числе низкопольных для людей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодня обновлено всего лишь 10% трампарка и 30% троллейбусов. Самая великовозрастная техника — специальная, так называемые «снегочисты» для рельсов. Они были выпущены еще в 1957 году. Из пассажирских вагонов больше всего чехословацких моделей «Татра Т-3», которые завезли на родину Ильича в конце 60-х, как самые лучшие на то время. Самые старые троллейбусы, которые сейчас на ходу, изготовлены в 1989 году. Таких на линии функционирует 15 единиц. Принцип ухода за троллейбусами точно такой же, как за трамваями — 24 часа в сутки.

В позапрошлом году случилось историческое событие для Заволжья. В районе ввели новую контактную сеть и связали троллейбусами проспекты Авиастроителй и Сурова. В ушедшем году 13 км проводов появилось над проспектами Ленинского комсомола, Дружбы Народов и проходными завода «Авиастар». Собственно, благодаря этому на десятки процентов вырос пассажиропоток.

Что касается трамваев, начиная с 2005 года, когда бурно развивались частные маршрутки, электротранспорт потерял 30% клиентов. Последние четыре года пассажиропоток остается стабильным на одном уровне. В будни на линии выходит 141 трамвайный вагон и 50 троллейбусов. Всего за год на них ездят 40 млн ульяновцев.

– Одна из перспектив — введение электронного проездного билета, — считает Игорь Бычков. — Он позволит решить проблему того, что люди приобретают социальный проездной и совершают поездки кратно больше. Все будет прозрачно. Вторая перспектива на будущее — скоростное движение. Если соединить Новый город, Верхнюю террасу через Президентский мост с правым берегом и все это запустить в одну линию, у электротранспорта будет неоспоримое преимущество. Но пока это только идея.

Будут отмерять и резать Далее в рубрике Будут отмерять и резатьСамые ожидаемые события 2014 года в Ульяновске Читайте в рубрике «Титульная страница» Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 годаСтоит ли грустить по поводу повышения пенсионного возраста, если работу каждый второй потеряет уже завтра? До чего дошёл прогресс? Разбирался корреспондент РП Половина россиян потеряет рабочие места до 2020 года

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»