«За эти годы мы пол-Китая танцорами обеспечили»
Фото: Елена Тарубарова / «Русская планета»

Фото: Елена Тарубарова / «Русская планета»

Основатель и руководитель ансамбля народного танца «Волга» — о том, кто и зачем сегодня танцует народные танцы

С заслуженным работником культуры России Владимиром Ионовым корреспондент «Русской планеты» встретилась в Центре народной культуры — Дворце культуры «Губернаторский». Здесь пять дней в неделю проходят репетиции. В ДК УАЗ, где до этого в полном составе числился весь состав «Волги» из 120 человек сейчас занимаются лишь маленькие танцоры детского коллектива — «спутника» взрослого ансамбля.

– Владимир Андреевич, 40 лет управляя танцевальным ансамблем, вы считаете, что принесли большой вклад в жизнь Ульяновска и области?

– Я выполняю свои служебные обязанности — с тех пор, как приехал сюда с женой Натальей Юрьевной. К февралю 1976 года мы поставили два номера, с которыми нас выдвинули на общегородской смотр самодеятельности — вот это время мы и считаем временем рождения «Волги».

– Откуда вы?

– Из Самары: там закончил культпросветучилище, затем институт культуры. Вся юность там прошла. С 24 лет я ульяновец. В ДК УАЗ проходил практику, мною заинтересовались и пригласили.

– С чего начиналась «Волга»?

– Моя жена ульяновская, когда она училась, в ДК УАЗ был сильный танцевальный коллектив. Но на тот момент, когда мы приехали работать, танцевальных ансамблей в доме культуры уже не было. Мы начали работу: Наталья объявила о наборе детских танцевальных групп, а я стал привлекать в коллектив взрослых. Раньше на каждом заводе, в каждом цехе, была самодеятельность. Поскольку дом культуры, где мы трудились, принадлежал автозаводу, репетировать номера с артистами должен был я. Первый состав набрал целиком из рабочих: плотников, столяров, электриков. На репетиции люди шли в рабочий день, а заработок сохранялся. Профсоюз ситуацию контролировал и начальники слушались. В этом плане партия вела правильную политику. Потом подтянулась заводская интеллигенция, потихоньку стали расти дети...

– И когда наступил пик, и вы смогли сказать, что ансамбль сложился?

– В 1982 году нам присвоили звание «народный» — до него доросли те мои первые ребята. Потом начали ездить на конкурсы. Сейчас все поездки — за счет родителей. Тогда все оплачивал профсоюз. Культура совсем по-другому финансировалась. Со всего Советского Союза — огромной страны — на нее выделялось три процента валового сбора! Это же сумасшедшие деньги! В любую деревню приезжаешь — дом культуры, в этом доме — танцевальный коллектив, хор, оркестры.

– Много ли сейчас желающих танцевать?

– Меньше, чем раньше. Не все родители выдерживают темп регулярных репетиций по три раза в неделю, концерты. В профессию хореографа не идут из-за убеждения, что здесь маленькие зарплаты, хотя они везде разные, а спрос на хореографов в России и за рубежом есть. Вот балетмейстер «Волги», моя правая рука — Денис Топорков. Пришел в детский коллектив, стал солистом, учился в Санкт-Петербурге, до того — в Ульяновском училище культуры. Сейчас сам там преподает. Помогает растить кадры.

Учиться есть у кого — педагоги в Ульяновском училище культуры отличные. Выпускники и училища, и факультета культуры и искусства ульяновского госуниверситета танцуют в самых передовых ансамблях страны. Четыре человека из позапрошлого выпуска, скажем, работают сейчас за рубежом. Один — на океанском лайнере плавает. Сегодня два парня уходят в армию — будут танцевать в ансамбле центрального военного округа. Недавно приезжал к нам госансамбль имени Александрова — и там танцует наш мальчик. В прошлом году из училища парень выпустился — сейчас он солист в Казани, с хорошей зарплатой, жильем.

– Что ансамблю дал статус «государственный»?

– До того это был коллектив художественной самодеятельности. Зарплату получали я, балетмейстер и два аккомпаниатора. При присвоении ансамблю статуса было объявлено о выделении ему 52 ставок. Коллектив формируется постепенно: в августе прошлого года у нас было только шесть пар артистов балета, сейчас уже есть восемь, а нужно — 12. Живой оркестр у ансамбля был только в советское время — тогда все расходы по его содержанию оплачивал завод — а сейчас мы набрали музыкантов.  

– Большой оркестр?

– Восемь исполнителей: бас-гитара, барабанщик, флейтист, балалаечник и четыре струнных: две домры малые, две альтовые. Дирижер Владимир Каженцев — прекрасный баянист, бывший педагог училища, перешел сейчас к нам. С февраля оркестр записал три фонограммы, готовится четвертая. Живой звук на концертах, разумеется, тоже будет. Оркестранты все совместители: педагоги музыкальной школы, артисты других коллективов. Можно было бы и молодежь привлекать, но с опытными музыкантами работать проще, их учить не надо, нужно только текст разучить. А задача сейчас — записать к постановкам ансамбля свою качественную фонограмму.

Фото: Елена Тарубарова / «Русская планета»

– Ради чего все это делается?

– Приобретя статус государственного, «Волга», перешла в разряд профессиональных коллективов, сотрудники которого получают зарплату и которым платят за выступление. Но «Волга», как государственный, — коллектив молодой. Зрители привыкли, что она выступает бесплатно, и наработок в плане продаж у нас пока нет. Но, как считает наш администратор, — это реально. Статус «государственный» — это и качество исполнения. Мы уверены, что глядя на выступления профессионалов, люди проникнутся самой идеей танца, захотят танцевать в коллективах — на любительском или профессиональном уровне. Кроме того, с возникновением государственного коллектива, в Ульяновске появилось такое место, где профессиональный танцовщик может найти себе работу в государственной структуре.

– Будет меняться и детский коллектив?

– Разумеется, нужно создавать свою школу. Какие-то, самые младшие группы останутся на самоокупаемости, основная работа будет с детьми 12-14 лет. Если же посчитать, сколько народу у нас выпустилось за эти годы — три ансамбля можно было бы создать. Половину Китая танцорами обеспечили.

– В буквальном смысле?

– Да, там очень любят русские танцы, есть парки, где требуется организовывать культурную программу. «Волга» несколько раз ездила туда на гастроли. В 2006 году — на сентябрьский Праздник земли, в 2010-м — в Шанхай, на всемирную выставку ЭКСПО 2010: там были президент России, ансамбль Моисеева и мы. Направлял нас на эти гастроли центральный дом народного творчества — головная организация, которая курирует народные коллективы в нашей стране. Его специалисты уже знали нас по выступлениям в России. Вот на выездных гастролях артистам за выступления платили. Вообще не самая простая работа — четыре дня выступлений в ужасной жаре, когда от температуры подошвы сапог отклеивались. По приглашению же дома народного творчества мы гастролировали в Саудовской Аравии. Требовалось шесть номеров и исключительно мужским составом. От них же ездили в Корею — в тот раз даже не видели ничего: привезли-увезли, покормили, заплатили.

– Расскажите, откуда берутся идеи ваших постановок?

– Мы с женой 20 лет ездили в экспедиции с педагогами ульяновского педуниверситета: Майей Чередниковой, Михаилом Матлиным. Всю Ульяновскую область объездили. Много интересных находок совершили. Знаменитый советский хореограф Касьян Голейзовский в своем фундаментальном труде «Образы русской народной хореографии» рассказывает о танце «Основу сновать». В нем разыгрывается, как в деревне создают полотно для вышивки: парни становятся и играют роль неподвижных прутков, а девушки водят вокруг них хороводы, «сплетая» ткань и исполняя песню. Упоминалось, что танец этот танцевали в Архангельской и Симбирской губерниях. Так вот, об этом хороводе мне рассказали в Инзенском районе Ульяновской области в 2000-м году. Бабушка, исполняя его, напевала текст на мотив песни «Я по бережку похаживала» — тоже наш, симбирский, песенный фольклор. Оказалось, что у этой мелодии может быть и второй вариант текста — про основу сновать. И мы этот танец поставили. Песнь и частушки спели девчонки, которые с нами в экспедиции ходили. Они там петь и научились. Прямо рядом с бабушками садились и пели. Эти девочки потом организовали вокальную группу, и мы с ними совместно делали постановки. Говорят же, что без танца нет песни, а без песни – танца. Так что и вокальная группа в нашем профессиональном ансамбле будет обязательно.   

«Самое главное — не испытывать негатива к соперникам» Далее в рубрике «Самое главное — не испытывать негатива к соперникам»Симбирская епархия обзаведется собственной сборной командой по футболу Читайте в рубрике «Титульная страница» «Собака лает – караван идет»Депутаты могли привлечь Зюганова к уголовной ответственности, но не стали «Собака лает – караван идет»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»